kotenarina (kotenarina) wrote,
kotenarina
kotenarina

Categories:

Крейсер "Алмаз"

Пост для   a_simakoff 

Крейсер "Алмаз"
сходит со стапеля 23.05.1903 года









В исторической летописи Российского флота крейсер «Алмаз» занимает особое место. Корабль оказался участником не только памятных морских походов, но и знаменитых сражений, стал свидетелем трагических для нашей Родины событий... Он числился в списках посыльным судном, крейсером II ранга и яхтой, минным заградителем и авиатранспортом, вспомогательным крейсером... Побывал в составе Балтийского флота и Тихоокеанской эскадры, служил на Черном море и закончил свою жизнь на Средиземном... Порой кажется, что в острых гранях его сверкающего названия отразились едва ли не все перипетии отечественной истории нового времени. В роскошных апартаментах корабля бывали и царь, и великие князья, там же заседал революционный трибунал... «Алмаз» называли «южной „Авророй"», но его имя выбито и на мраморной доске в память погибшей на чужбине Бизертской эскадры...

19 мая 1903 года в торжественной обстановке «Алмаз» сошел на воду. Никто из присутствовавших на церемонии не мог предположить, какие тяжелые испытания предстоят этому белоснежному крейсеру-яхте, свидетелем скольких драматических событий он окажется. После успешных сдаточных испытаний корабль стали готовить к переходу на Тихий океан, где его ждал назначенный 30 июля наместником Его Императорского Величества на Дальнем Востоке адмирал Е. И. Алексеев. Наибольшая длина корабля составляла 111,4 м, ширина 1 3,3 м, осадка—4,9 м, водоизмещение — 3285 т. Две машины общей мощностью 7950 л. с. обеспечивали скорость 19 уз. Экипаж насчитывал 272 человека. Наблюдал за постройкой крейсера корабельный инженер А.И.Моисеев, обошелся корабль в 2,5 миллиона рублей. 16 сентября 1903 года Николай II, осмотрев отправляющийся в Тихий океан «Алмаз», остался доволен его состоянием, за что объявил «монаршее благоволение» командиру капитану 2 ранга Ивану Ивановичу Чагину (месяцем раньше назначенному флигель-адъютантом *) и всем офицерам. Царь пожаловал «кондукторам флота по десяти рублей, боцманам — по пяти рублей, прочим унтер-офицерам — по два рубля и рядовым — по одному рублю».
Сначала «Алмазу» надлежало перейти на Средиземное море, где для пополнения морских сил Тихого океана формировался отряд под командованием контр-адмирала А. А. Вирениуса. Покинув берега Балтики, крейсер в начале января 1904 года прибыл в порт Танжер (Алжир), где его сразу поставили в док для ремонта гребных винтов и руля. Здесь экипаж «Алмаза» и застало известие о начале военных действий с Японией. Вскоре последовало «высочайшее повеление» всем судам, направляющимся на Дальний Восток, вернуться в Кронштадт. Здесь крейсер II ранга «Алмаз» включили в состав готовившейся к походу на восток 2-й эскадры флота Тихого океана. Его рассчитывали использовать в качестве разведчика, так как «Алмаз» с его небронированным корпусом, четырьмя 75-мм пушками, стрелявшими всего на 35 кабельтовых, не представлял особой ценности в боевом отношении. И никто не мог предположить, что только этот корабль станет единственным крейсером, вырвавшимся из гибельного горла Цусимы и достигшим Владивостока!..
14 мая 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра втянулась в Корейский пролив... «Алмаз», входивший в состав разведочного отряда, вместе с крейсером I ранга «Светлана» (крейсер-яхта шефа Морского ведомства великого князя Алексея Александровича) и вспомогательным крейсером «Урал» (бывший германский пассажирский пароход «Кайзерин Мария-Терезия») занял место в арьергарде эскадры, прикрывая транспорты. И хотя «Алмаз» не смог бы их защитить от нападения японских кораблей, в середине дня он первым открыл огонь по приблизившемуся крейсеру «Идзуми».
Один из ответных снарядов попал в бизань-мачту и перебил штаг, другой угодил в кормовую рубку-салон... Появились убитые и раненые, а из пробитой осколками задней трубы, застилая палубу, повалил густой черный дым... Многим даже показалось, что серьезно повреждено рулевое управление. Тогда штурманский офицер лейтенант Н. М. Григоров, видя, что крейсер не может удерживаться на курсе, покинул с разрешения командира мостик, спустился по штормтрапу за борт и убедился, что повреждение, к счастью, легко устранимо. Взамен перебитого натянули новый трос, очистили корму от обгоревших снастей, и Николай Митрофанович вернулся на мостик и, умело маневрируя, вывел «Алмаз» около четырех часов дня из-под обстрела противника, держась в дальнейшем вне сферы его огня. Однако теперь не имел целей для маломощных пушек «Алмаза» и старший офицер корабля капитан 2 ранга Дьячков, принявший на себя функции артиллерийского офицера после смертельного ранения лейтенанта Мочалина.

Когда крейсеры под командованием контр-адмирала О. А. Энквиста стали в сумерках быстро уходить на юг, Чагин решил пробиваться с остатками эскадры на север, к Владивостоку и посоветовался со штурманским офицером о курсе. Григоров ответил, что, по его мнению, сначала следует направиться к берегам Японии, где наименее вероятна встреча с неприятельскими кораблями, а уж потом взять курс «на Владивосток. Командир это предложение принял. Правда, вскоре «Алмаз» едва не погиб от столкновения с поврежденным 11-тысячетонным транспортом «Иртыш», но хладнокровие и здесь помогло Н. М. Григорову вывернуться из-под носа темной громадины. Крейсер пошел вдоль западных берегов Японии. Попытались увеличить скорость, но когда она достигла 18 уз, из труб начали сыпаться искры и стало вырываться пламя. Все же за ночь корабль преодолел опасную зону и утром оказался в открытом море. 16 мая в 11 ч 30 мин «Алмаз» пришел в бухту Стрелок, из которой в сопровождении судов тралящего каравана проследовал во Владивосток и первым принес туда печальное известие о катастрофе Российского флота. Во Владивосток, кроме «Алмаза», сумели прорваться лишь миноносцы «Бравый» и «Грозный», пришедшие 17 мая. Выяснилось, что в ходе сражения «Алмаз» получил 29 попаданий, вызвавших незначительные повреждения, и сам выпустил 346 снарядов по неприятелю. На корабле оказались убитыми офицер и четыре матроса, три нижних чина были тяжело ранены, восемь — легко.




источники http://flot.sevastopol.info/ship/cruiser/almaz.htm
http://www.keu-ocr.narod.ru/Almaz/
http://www.konkurent.ru/print.php?id=878
http://www.keu-ocr.narod.ru/Almaz/
Subscribe

  • И снова был благополучно потерян пароль

    Восстановилась, вошла и обомлела от количества почты. Рука тянется все махом удалить, ибо читать все это, все равно что авгиевы конюшни чистить.

  • Слегка вернулась

    Думала забросить жж навсегда, но как оказалось - это невозможно сделать даже исходя из просьбы близких друзей. Так что - И снова здравствуйте!

  • Ну нормальная женщина, а?

    Ключ перестал вытаскиваться из замка зажигания. Шок. паника. Начинаю обзванивать знакомых: кто за границей, кто на морях. Начинаю рыдать. Отзвонился…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments